Треугольник Карпмана

Все мы живем  в социуме, взаимодействуя друг с другом. Не секрет, что при этом  мы исполняем те или иные роли в зависимости от ситуации, социальной группы в которой находимся (семья, коллектив на работе и т.д.), наших целей и задач. Подчас, этот причудливый «спектакль» принимает форму бесконечного сериала с повторяющимся по кругу одним и тем же сценарием.

Женщина, притесняемая тираном мужем, ищущая утешения у любимой мамы, которая всегда знала, какой он негодяй. Мужчина, злоупотребляющий алкоголем, потому что только друзья-собутыльники и понимают, чего бы он смог достичь, если бы жена не замучила своими упреками. Коллектив, в котором один из сотрудников просто со свету сживает всех остальных. Одна радость — периодически наябедничать на него начальнику.

Что общего во всех приведенных примерах? Правильно! Совершенно четко прослеживаются три роли: жертва, преследователь и спасатель. Если Вы узнали в одной из ролей себя, поздравляю, Вы в треугольнике Карпмана.

Это очень печально, так как данные нездоровые модели поведения имеют тенденцию циклически повторяться, изматывая участников годами или даже всю жизнь. Самое ужасное в том, что треугольник Карпмана очень распространенное явление. Люди, участвующие в нем даже не осознают, что это ненормально.

«Жизнь бурлит, «бьет ключом» — обычное дело» — дадут оценку окружающие. Или еще лучше философское и глубокомысленное: «Все так живут…»  На самом деле в динамике и неких всплесках, проявляющихся в данной ситуации нет ничего позитивного. Она не дает энергии участникам, не делает их счастливыми.

Стивен Карпман

Автор треугольника потомственный американский психоаналитик Стивен Карпман, ученик Эрика Берна. Это незаурядный, энергичный человек, обладающий харизмой, имеющий русские корни.

Эрик Берн является разработчиком теории трансактного анализа, а Стивену Карпману по праву принадлежит роль создателя первого практического инструмента по работе с людьми в рамках этой концепции.

Карпман очень разносторонний человек, увлекается спортом, живописью и даже снимается в кино. Не удивительно, что модель треугольника родилась на основе анализа футбольных и баскетбольных стратегий. Изображение диаграмм и схем игр, натолкнуло его на понимание распределения поведенческих ролей внутри определенных ситуаций.

Придерживаясь правила научной простоты (лезвие Оккама), он свел их количество к трем, получив треугольник. Автор назвал его драматическим треугольником, но с легкой руки Эрика Берна сейчас он всем известен как треугольник Карпмана.

Треугольник используется в различных областях психологии и не только. Стивен Карпман говорит, что сам не ожидал от драматического треугольника такой универсальности, и искренне радуется, что сфера применения данного инструмента расширяется, принося пользу людям.

Причины возникновения драматического треугольника

Одна из наиболее интересных частей трансактного анализа – это сценарии. Фундаментальной основой здесь является то, что определяет нашу жизнь: то, что нам внушили в детстве или мы сами, используя свободную волю, либо обстоятельства.

Отдавая ответственность, избегая самостоятельных решений, человек становится частью различных сценариев или игр, взаимных манипуляций, вырваться из которых можно лишь повысив уровень осознанности и ответственности за свою жизнь.

Все роли в драматическом треугольнике деструктивны и дисгармоничны. Люди по природе своей стремятся избежать страданий, но что тогда их удерживает в данных патологических взаимоотношениях?

Дело в том, что в каждой из ролей есть так называемая скрытая выгода, имеющая иллюзорную природу. Эти кажущиеся плюсы подменяют собой обретение личностью истинной целостности. Работать над собой сложное занятие, а играя в игры, можно создать впечатление положительной динамики и развития.

Самое интересное, что все это даже не осознается участниками. Поведенческие модели проигрываются бессознательно. Если сказать участникам, что они манипулируют друг другом и имеют в этой ситуации выгоды, они, скорее всего, не поверят и очень возмутятся.

Признать наличие проблемы – первый шаг на пути выхода из треугольника Карпмана.

Распределение ролей в треугольнике

Жертва – человек исполняет роль слабого и беспомощного, угнетаемого и несчастного. Полностью возлагает ответственность за ситуацию на преследователя.

 

Преследователь – тиран и притеснитель жертвы, несправедливо нападающий на того, кто слабее.

Спасатель – человек, к которому беззащитная жертва обращается за помощью. Он готов разделить с ней все тяготы и лишения, если надо открыто сразиться с преследователем.

В каждом углу треугольника может находиться не один человек, а несколько. Так, в выше приведенном примере с рабочим коллективом роли распределяются следующим образом. Жертва – группа работников, преследователь – один человек, спасатель – тоже один человек (начальник).

Драматический треугольник – динамическое образование. Внутри него происходит постоянное переключение, т.е. участники периодически играют то одну, то другую роль, большую часть времени, находясь в какой-то одной.

Треугольник Карпмана не случайно изображается равнобедренным. Для переключения между ролями требуется равное усилие, каждая из них в равной степени ответственна за создание треугольника. Если прекращает исполняться любая из ролей – треугольник перестает существовать. Жертва изображается внизу – это логично и несет дополнительный символический смысл.

В треугольнике, человек потенциально совмещает в себе все три роли и готов переключиться в любую из них. Например, бывают краткие моменты, когда жертва имеет возможность открыто упрекать преследователя в том, что он сломал ей жизнь. В этом случае они меняются местами.

В периоды, когда жертва и преследователь ладят, спасатель может почувствовать себя обманутым, покинутым, т.е. жертвой. Возможны различные вариации.

Пути выхода из треугольника Карпмана

Общие рекомендации: признать наличие треугольника, а затем сломать стереотипность действий. Роли исполняются по сценарию, участники постоянно делают одно и то же.

Отказаться от скрытой выгоды. Заменить ее саморазвитием, направить энергию и силы на гармонизацию собственной личности. То, что человек оказался в драматическом треугольнике, является показателем наличия проблемы в этой сфере.

Чтобы выйти из треугольника Карпмана личности, какую бы она роль не исполняла нужно эволюционировать, проявлять в жизни больше осознанности, укреплять свою целостность.

Выход из драматического треугольника дело не простое, и требует усилий и времени. Более подробно он будет рассмотрен в следующей статье.

Новые треугольники Стивена Карпмана

Вдохновленный интересом людей во всем мире к своему детищу, талантливый психолог разработал другие модификации своего треугольника. Более глубокие уровни, рассмотренные в них, делают полнее понимание, как выйти из данной игры.

Так возник треугольник сочувствия, позволяющий точнее и четче интерпретировать мотивы и поступки участников. На основе этого становится понятно, как произвести инверсию, т.е. перенаправить энергию и действия участников в позитивное русло.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *